Суббота , Август 19 2017
Главная / Театр / Дягилевский фестиваль открылся в Перми

Дягилевский фестиваль открылся в Перми

Дягилевский фестиваль открылся в Перми мировой премьерой оперы “Оранго” и балета “Условно убитый” на вновь обретенные партитуры Дмитрия Шостаковича.
Обе партитуры Шостаковича, ставшие музыкальной основой спектаклей, были найдены совсем недавно в архивах Музея Глинки. Пролог к так и не завершенной опере “Оранго”, заказанной Большим театром по случаю празднования 15-летия Октября, композитор начал в 1932 году, когда весь мир был увлечен идеей создания экспериментального получеловека-полуживотного.
“Условно убитый” же – это набор отдельных номеров, созданных композитором для Ленинградского мюзик-холла. До сегодняшнего дня это эстрадно-цирковое ревю было единожды проиграно в полном объеме в 1931 году, в нем блистали молодые Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. От старого либретто постановщик и главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко оставил лишь имена главных героев.
“Средствами неоклассической хореографии и художественных соответствий мы стремимся воссоздать стиль эпохи 30-х годов ХХ века. И практически сразу репетиции показали, что мы, товарищи, верным путем пошли. Здесь главное – настроение. Что-то есть от олимпийских шествий, что-то – от физкультпарадов”, – рассказал Мирошниченко.
В оформлении спектаклей главным ориентиром, по словам постановщиков, стали работы родоначальницы советского конструктивизма Александры Экстер. Используя ее приемы, сценограф Андрей Войтенко с помощью двумерных полотен и металлических конструкций создал иллюзию полностью занятого, многослойного пространства сцены. Декорации кажутся прозрачными, однако, по данным пресс-службы театра, являются одними из самых тяжелых в театре, их общий вес составляет около трех тонн.
“В “Условно убитом” для меня было важно не мешать хореографу, сохраняя стилистику выбранной эпохи. Поэтому костюмы сделаны с кинематографической точностью, чтобы просто создать ощущение повседневности того времени. В “Оранго” работает, скорее, гротесковый, буффонный прием. Для этого мы использовали принты, созданные на базе живописи художника Павла Филонова, и превратили костюмы в футляры из коллажей”, – сообщила художник по костюмам Татьяна Ногинова.
Международный Дягилевский фестиваль проходит в Перми с 21 по 30 мая в девятый раз. В дни фестиваля состоится международный научный симпозиум, который в этом году посвящен проблемам легкой музыки и исследованиям работ Дмитрия Шостаковича. 22 мая публику ждет встреча с вдовой великого композитора Ириной Шостакович и обсуждение увиденных на открытии спектаклей.
Кроме того, в рамках фестиваля в выставочном центре “Пермская ярмарка” будет сыгран спектакль “Вакханки” по пьесе Еврипида в постановке Теодороса Терзопулоса. Спектакль был поставлен на сцене электротеатра “Станиславский” в январе 2015 года. А ценители современного балета увидят спектакль современной хореографии “Kaash”, что в переводе с языка хинди означает “если бы”, британского хореографа Акрама Хана.
Дягилевский фестиваль ставит своей целью развитие традиций выдающегося импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Павловича Дягилева. Инициатором первого Дягилевского фестиваля в России выступил в 2003 году Пермский театр оперы и балета: в Перми прошло детство Сергея Дягилева и именно здесь находится единственный в мире Дом-музей импресарио.