Вторник , Июнь 27 2017
Главная / Театр / Серебренников и Демидова представили “Ахматова. Поэма без героя”
Анна Ахматова

Серебренников и Демидова представили “Ахматова. Поэма без героя”

В”Гоголь-центре” под руководством Кирилла Серебренникова реализуется масштабный театральный проект “Звезда”. Публике уже представлены спектакли о Борисе Пастернаке и Осипе Мандельштаме.
В январе 2017 года состоялась премьера моноспектакля “Ахматова. Поэма без героя”. Алла Сергеевна Демидова является исследователем жизни и творчества Анны Андреевны, автором книги “Ахматовские зеркала”. Она исполнила главное произведение поэтессы.
“У поэмы нет канонического окончательного вида. Она была собрана из фрагментов после смерти Ахматовой, и у нас было право собрать его из разных редакций и фрагментов”, – рассказал режиссёр Кирилл Серебренников.
Зритель из зала слушает стихи величайшей поэтессы двадцатого века в исполнении одной из загадочных и легендарных актрис. Действие впечатляет уже этой историей, не говоря об уникальной актерской игре и современном оформлении спектакля.
Текст Поэмы очень сложный. Сама Ахматова называла изобретенный ей метод стихосложения “тайнописью”, “зеркальным письмом” и “криптограммой”. И в предисловии написала “Ни изменять ее, ни пояснять я не буду”. Хотя потом еще работала и работала над Поэмой.
Пространство сцены разделяет диск зеркала. Время отражается в нем, как в человеческой памяти. Она помнит, как поэтесса ждала близких, друзей. Как пережила всех, оглядываясь из сорок первого в тринадцатый год. Как семнадцать месяцев билась в закрытые двери ” образцовой тюрьмы”.
Мерещится траурный марш Шопена. На воду-зеркало падает снег. Лики близких и далеких отражаются в ней, то проявляясь отчетливо, то растворяясь.Фрагменты жизни, стихов, плод воспоминаний и воображения поэтессы выстроились в бесконечный круг, циркулирующий во времени. Он никогда не прервется, потому что имя поэтессы записано на небесах. Ее стихи стали частью пространства, в котором можно спрятаться от лжи и пошлости.
Алла Демидова произносит слова известные, мы их знаем, только в суете мирской чуть чуть подзабыли. В конце 1940-го года в Фонтанный дом, теперь в “Гоголь- центр” являются образы, наряженные то Фаустом, то Дон Жуаном, то убийцей Дорианом. Столько всего произошло с 1913-го года по 1941-й. Воспоминания перемешались. Зрительный зал становится наэлектризованным, наполняется гулом, звуками арфы, звонким голосом Коломбины. В карнавальной болтовне слышатся обрывки знакомых голосов. Странный зазеркальный гость с бледным лбом и открытыми глазами смотрит на всех без укора. Здесь непременно присутствует Демон. Звуки смешиваются с дыханием, подает снег. Героиня мечется по сцене, вздрагивая длинными черными крыльями.
“Я давно не выходила на сцену вместе с театральным коллективом, тут занято очень много народа – около 50 человек, – рассказала народная артистка РСФСР Алла Демидова. – И музыка создавалась для спектакля. Это тоже нужно было учитывать. Тут много преходящих дел, я привыкла последнее время работать одна”.
Актриса исполняет исповедальную Поэму поэтессы, исповедуя поколения современников.
-Где вы были, когда она (поэтесса) была жива?
Вопросов в атмосфере зала звучит больше чем ответов. Загруженный увиденным, зритель еще долго после спектакля отвечает на вопросы, приняв их близко к сердцу.
– Где мы были? Части из нас еще не было. А та часть, которая была, знала Анну Андреевну и не смела докучать при ее жизни своим вниманием.
Это было не забвение, это благоговейное понимание, с кем в одну эпоху удалось пожить. Кто дышит с тобой одним воздухом. Когда Ахматовой не стало, в Москве в Домодедово, тело поэтессы перевезли в Санкт Петербург. Никакого интернета не было. Информация об отпевании распространилась по городу за одну ночь. Утром собралась толпа проститься. Люди за одну ночь осиротели на один Голос. Их, Голосов, совсем немного, каждый на пересчет. Им посвящен театральный проект “Звезда”.

Музыкальное оформление спектакля обеспечил арфист, композитор и приглашенный солист Большого театра Александр Болдачёв.
“С Аллой Сергеевной работа была интересной, не скажу, что простой, потому что у каждого свой взгляд, свой опыт. Но мой опыт не сравнится с её”, – признался музыкальный руководитель спектакля Александр Болдачёв.

Авторы:
Режиссёры: Кирилл Серебренников, Алла Демидова
Художник, художник по костюмам: Кирилл Серебренников
Композитор, музыкальный руководитель: Александр Болдачёв
Sound-дизайн: Дмитрий Гарин
Видео-дизайн и анимация: Александр (gonduras) Житомирский

В ролях:
Алла Демидова
Светлана Мамрешева
Александр Болдачёв
Даниил Журавлев